Не то, чтобы я была трудным подростком. Не пила, не курила, с «нехорошими» компаниями дружбы не водила. Но у меня были большие проблемы в школе. Наша дебильная система образования и учителя, мягко говоря, не выдерживающие критики, сделали свое дело. Я почти год не злостно прогуливала. Не делала домашние задания. И до сих пор школу вспоминаю с содроганием.
Смешило, когда говорили, что школьные годы буду вспоминать с ностальгией. Прошло много лет, а ничего, кроме ужаса, они у меня не вызывают.
Впрочем, доучилась я очень даже неплохо. Не была отличницей, в аттестате были 4 «хорошо», остальные «отлично». И, по счастью, стремления к учебе эта школа у меня не отняла (а «учителя» очень старались!) Так что после этого кошмара я еще получила 3 высших образования, британский магистерский диплом (все с очень высокими результатами) и до сих пор непрерывно образовываюсь на всех курсах, до которых могу дотянуться.
Увы, моя семья не сказать, что была сильно психологически грамотной. И этот весь ужас был возможен по одной причине: я не могла рассчитывать на поддержку никого из родственников. Не было ни единого человека, кому я могла бы доверять. С этим чаще всего и связаны сложности подростков.
Многие описывают подростковый возраст как «трудный», изменения – как «негативные» и списывают все на влияние «бушующих гормонов». Но это объяснение не вполне правдиво.
Гормоны действительно действуют на мозг, причем 2 способами:
- Раннее воздействие половых гормонов на развитие мозга может влиять на поведение и личность, причем подобные изменения необратимы.
- Гормоны могут влиять на нервную систему и таким образом активизировать какое-то поведение. Подобное влияние чаще всего моментально либо незначительно отсрочено.
Физическая и половая зрелость связана с взаимодействием гормонального уровня, генетических факторов и показателей здоровья растущего человека.
Часто у подростков наблюдаются следующие особенности поведения, которые списываются на «бушующие гормоны»:
- Депрессия.
- Угрюмость.
- Низкая способность к концентрации и беспокойство.
- Импульсивность.
- Раздражительность.
- Агрессия и другие проблемы поведения.
- Тревога.
Однако исследование, которое проводили уже очень давно, а потом повторяли не раз, не обнаружило достоверной связи между этими особенностями поведения и гормональным уровнем.
Далеко не все подростки проявляют подобное поведение, хотя гормоны «бушуют» у всех. Так что, вероятно, значение имеют другие факторы: культурные и социальные ожидания, смена ролей, ситуация дома или в школе, влияние СМИ.
Например, если в детстве ребенок переживал трудности в семье, то в подростковый период они часто усиливаются. Если подросток живет в дисфункциональной семье, он склонен демонстрировать такие проблемы поведения, как неуместное сексуальное поведение, агрессия, побеги и/или употребление веществ, вызывающих зависимость. И наоборот, если в семье благоприятные взаимоотношения, то серьезных осложнений подростковый возраст не несет, и родители по-прежнему оказывают на детей положительное влияние.